Наталья Попова: «ФИТ – самый «драйвовый» факультет!»

Natalia_Popova_fitИнтерес к организационной и управленческой деятельности появился у Натальи Поповой еще в студенчестве, когда она работала куратором на Открытой всесибирской олимпиаде по программированию им. И.В. Поттосина. Пройдя путь от технического дизайнера до руководителя отдела разработки в компании «Friday’s Games», она неоднократно убеждалась: лучшая работа – та, которая увлекает. О сложностях обучения на ФИТ НГУ, достоинствах фундаментального образования и тонкостях работы с программистами Наталья рассказала в интервью.

– Наталья, почему в свое время Вы выбрали именно факультет информационных технологий НГУ?

– К моменту окончания Высшего колледжа информатики у меня уже было твердое желание стать программистом. Хотя, я училась на отделении биоинформатики ВКИ и первое время планировала связать себя с биологией. Учеба в колледже мне понравилась. Мы сдавали выпускные как вступительные, я получила 10 из 10 возможных баллов и выбирала между несколькими факультетами. ФИТ привлек меня тем, что это был молодой факультет, а значит обучение на нем должно было быть интересным и динамичным. Нам доступно рассказали о программе, о кафедрах и о том, что если ты хочешь быть практиком и работать в бизнес-сфере, программировать – то нужно поступать на ФИТ. Я поступила и ни разу об этом не пожалела.

– Вы окончили школу с отличием и успешно сдали вступительные в университет. Тяжело ли давалась дальнейшая учеба?

– В целом – да, сложно. Я подходила к этому ответственно, все сдавал в срок. Больше всего студентов с нашего потока отчислили на первом курсе. Из семидесяти человек факультет закончили только тридцать – был очень маленький выпуск. В магистратуре отучились единицы. Я не считаю, что отсев – это плохо. Напротив, престижные вузы должны отчислять слабых студентов. Зачем тратить на них время преподавателей? Я считаю, что школа и университет способствуют становлению личности. Мы учим физику и математику, чтобы стать более организованными, уметь добиваться своих целей и т. д. Конечно, когда учишься, для тебя очень важными кажутся оценки. Но когда выпускаешься, значение приобретают полученные навыки. Во время студенчества я подрабатывала программистом, но сейчас я управляю, в том числе и программистами. Да, возможно, что-то из изученного мне не пригодилось впоследствии. Важно было то, как нас учили.

– Как Вы оцениваете полученное на ФИТ НГУ образование сейчас, с высоты своего профессионального опыта?

– Мое поступление на ФИТ было очень осознанным. Главное для меня и в учебе, и в работе – чтобы мне было интересно. Факультет дал мне этот драйв, как и понимание того, что я бы хотела для себя выбрать. Наши преподаватели говорили, что невозможно выучить все, но главное знать, как это найти, и уметь учиться. Я работаю в специализированной сфере, руковожу отделом разработки игр: отбираю людей, которые могли бы вырасти в этой области, оцениваю концепты игр и прочее – это такие вещи, которым сложно научиться в университете. Но благодаря фундаментальному образованию мы можем научиться самостоятельно. Многие предметы были очень сложные, и сдать их было невозможно без тщательной работы в течение всего семестра. О требовательности некоторых преподавателей ходили легенды. Я сдавала им на пятерки и четверки. Считаю, что все это была хорошая разминка для мозга.

– Расскажите о том, как Вы начали работать. Какие задачи стали для Вас привлекательными?

– Мне повезло в этом плане – я сразу нашла работу своей мечты. Это случилось почти шесть лет назад. Началось все с того, что я просматривала существующие на тот момент вакансии для программистов и наткнулась на вакансию на должность, которой я не задумывалась раньше – гейм-дизайнера. Это человек, которые придумывает игры, а не программирует их. Это было именно то, чего мне хотелось. Я отправила резюме, и меня взяли. Полтора года занималась различными проектами и потом стала менеджером проектов, а после – руководителем отдела разработки. Компания переживала несколько этапов развития, на моих глазах компания из 8 человек разрослась до 70, а затем пережила новый виток, сократившись до 25 человек. По сути сейчас «Friday’s Games» – стартап, у нас изменилась концепция. Мне как управленцу гораздо интереснее работать в маленькой команде, чем в большом коллективе, когда по три месяца не можешь со всеми коллегами познакомиться или утопаешь в бюрократии при решении того или иного вопроса. С маленькой командой есть возможность применять более гибкие методы управления, легче всех вовлекать в общее дело.

– Насколько полученное образование помогает реализоваться в качестве руководителя?

– Да, очень помогает управлять людьми, когда ты понимаешь, что они делают. Менеджеру, который не разбирается в информационных технологиях, программист может сказать: «Как ты можешь ставить мне такие сроки, если сам даже не программируешь, не понимаешь, что это такое». Важно и то, что все программисты в разной степени имеют склонность к обходу системы, особенно если она не продуманна. У меня не было ни разу проблем в отношениях с коллегами, поскольку я начинала работать с будущим костяком компании, когда нам всем было по 22 – 23 года. Мы развивались вместе, и для новых сотрудников я всегда была «своей». Для многих наших игр я писала скрипты, если кому-то из коллег нужна была помощь – я могла ее оказать, что-то сделать самостоятельно. Программистское образование позволяет это сделать.

– Что нужно для того, чтобы создаваемая игра стала популярной? Важно ли играть самому в игры?

– Единого рецепта успеха нет. Важно правильно определить аудиторию и выбрать жанр. Тот сегмент, в котором я работаю, не экспериментальный. В топ попадают только популярные игры. Если каких-то тем нет – это не потому, что такого до сих пор никто не придумывал. Бывает, конечно, какая-то новая тема раз в сто лет выстреливает. Остается ограниченный набор тем, на которые ты можешь творить. Когда я стала управленцем, в основном стала заниматься квестами – это истории с какой-то интригой, когда игрок ходит, собирает ценные предметы и разгадывает какую-то историю. Гейм-дизайнеры берут вдохновение из книг и кинематографа. Да, я очень много играю и призываю свою команду играть в разные жанры, даже если какие-то им не нравятся. Очень важно смотреть, что делают конкуренты, анализировать, отмечать то, что окажется интересным. Если человек не играет, для него нужно написать подробное техническое задание, это отнимает время.

– Как часто следует программисту или менеджеру, работающему в этой сфере, менять место работы?

– В тренингах карьерного роста часто можно услышать про то, что нужно менять место работы раз в год или раз в три года. Я считаю, это все ерунда и как работодатель в последнюю очередь буду рассматривать кандидата, который нигде дольше года не работал. Кто навязывает нам такую культуру? Кадровые агентства, которым платят за то, чтобы люди меняли работу. Если человек проработал всю жизнь в одной компании – он обладает бесценным багажом знаний, которым так просто научить нельзя. Нужно найти свою компанию, где тебе была интересна предметная деятельность, ценности компании, коллектив, зарплата и прочее. А не скакать с одного места на другое в поисках большей зарплаты. Первый год ты работаешь на азарте, тебе все ново. Второй год тебя направляет твой руководитель – обучает, подкидывает новые задачи. На третий год появляется опасность впасть в рутину. В этот момент нужно продолжать развиваться, просить сменить функции хотя бы частично, вкладываться в себя во внерабочее время, чтобы сохранять интерес к работе.

– Актуальна ли для вашей компании проблема сманивания сотрудников другими, более крупными компаниями?

– Из моей команды регулярно пытаются сманивать сотрудников все игровые студии, в том числе московские. Раньше я очень болезненно к этому относилась. Но за четыре с половиной года я ни разу не видела сманенного сотрудника, который бы хорошо работал. Бывает, приходит человек на собеседование, и выясняется, что он где-то еще работает, но ищет место, где предложат заплату побольше. Если человеком движет только желание зарабатывать – это не мой человек. Мы ищем людей, которые могут долго удерживать интерес. Возможно, это будет интерес к какому-то конкретному проекту. Одна наша сотрудница не пошла работать в компанию, предлагавшую зарплату на 15 тысяч больше. Это было приятно узнать. Такие вопросы мы обсуждаем между собой свободно.

– Какой должна быть компания, из которой бы не захотелось уходить куда-то еще?

– Нет такой компании, чтобы подходила всем. Каждый человек должен найти свою. Я считаю, работа в компании должна строиться по каким-то общечеловеческим моральным принципам, чтобы людям было комфортно друг с другом. Уважение, честность и т. д. Мне как менеджеру важно, продвигая кого-либо из подчиненных по карьерной лестнице, обращать внимание исключительно на профессиональные качества. Тогда сотрудники, которые приходят в компанию впервые, это чувствуют. Корпоративная культура имеет большое значение. А еще, когда видишь свои игры в топах, – забываются все трудности, которые пришлось преодолеть.

– Какой совет Вы бы дали тем ребятам, которые собираются добиться успеха в области IT-технологий?

– Главное, чтобы работа была им в удовольствие. Пусть она будет сложной, но только не рутинной. Следует не бояться брать на себя ответственность. Иметь точку зрения и высказывать ее, защищать. Эта привычка очень помогает в карьерном росте.

Источник: nsu.ru

Метки: , ,